Реабилитация

Послеоперационная реабилитация урологических больных проводится на базе центра, а так же в лучших санаториях Белокурихи и Республики Алтай.

Для реабилитации мы предлагаем следующие санатории:

Послеоперационная реабилитация на базе нашего центра.

Восстановительная терапия андрологических больных

Первый этап лечения андрологических больных в зависимости от тяжести заболевания проводится либо в поликлинике, либо в стационаре. Для достижения стойкого терапевтического эффекта в дальнейшем желательно направлять больных на курортное лечение.

Андрологические больные могут быть направлены либо на курорты общетерапевтического профиля, располагающие возможностями лечения данного контингента больных, либо на специализированные курорты.

При выборе курорта следует учитывать возможность оптимального сочетания лечебно-климатических и бальнеологических факторов, наиболее эффективных при урогенитальной патологии. При отборе андрологических больных для восстановительного лечения следует выявить основное и сопутствующие заболевания, определить тяжесть урогенитальных, нейроэндокринных, иммунных нарушений, сопутствующей патологии, чтобы обеспечить этапность и полную преемственность реабилитации и лечения. Основой рационального отдыха и лечения андрологических больных является научно обоснованный режим с широким использованием климатических факторов, физиотерапевтических процедур и лечебной физической культуры.

Комплексное применение природных и преформированных физических факторов, строго дифференцированный подход к больным благоприятно влияет на течение патологического процесса, сокращает сроки восстановительного лечения больных. Важное значение имеет также создание оптимальных условий для отдыха, исключающих конфликтные, психотравмирующие ситуации.

Для андрологических больных назначаются различные виды климатического (аэротерапия, солнечные облучения прямой и рассеянной радиации, купание в открытых водоемах) и бальнеологического лечения. Из водолечебных процедур наиболее эффективны сульфидные, радоновые, йодобромные, хлоридные натриевые, углекислые, термальные ванны. Из грязелечебных процедур — грязевые “трусы” и ректальные тампоны. Также с эффектом применяется нафталанотерапия, глинолечение, лечение песком.

Грязелечение

Существенное значение в лечебном действии этого фактора и его эффективности имеет температура грязевых аппликаций (ректальных тампонов), продолжительность воздействия и количество процедур. Грязевые аппликации и ректальные тампоны оказывают тепловой эффект, механическое давление и обладают химико-биологической активностью. Под влиянием грязелечения улучшается общее состояние больных, повышается кровенаполнение тканей, формируется нейрогуморальный ответ организма с участием эндокринной и других систем.

Благоприятное влияние тепла при ректальных тампонах дополняется незначительным механическим давлением, а также воздействием биологически активных веществ, находящихся в лечебной грязи. Эти вещества проникают через слизистую прямой кишки в кровь, где и оказывают свое действие.

При грязелечении отмечается уменьшение боли и воспалительного процесса в предстательной железе, улучшается ее функция, а также сперматогенез. Под действием относительно высокой температуры (40—42 °С) грязевых аппликаций и ректальных тампонов (количество грязи — 200 г) повышается проницаемость слизистой оболочки прямой кишки для химических ингредиентов лечебной грязи, за счет которых в значительной степени реализуется противовоспалительный эффект. Применение грязевых аппликаций и ректальных тампонов температуры 40—42 °С показало их высокую терапевтическую эффективность у большей части больных хроническим неспецифическим простатитом.

Применение грязевых аппликаций и ректальных тампонов температуры 44—45 °С приводит к ухудшению кровообращения в области предстательной железы. Эти изменения коррелируют с недостаточной положительной динамикой клинических симптомов заболевания, а у ряда больных вызывают обострение хронического простатита. Это объясняется избыточным тепловым действием фактора, наблюдаемым в основном у больных хроническим простатитом в подострой стадии. Положение о том, что обострение хронического простатита связано с избыточным тепловым действием лечебной грязи температуры 45 °С, подтверждается отсутствием такового при применении грязевых аппликаций и тампонов температуры 36—38 °С. Однако снижение температуры лечебной грязи приводит к уменьшению проницаемости слизистой оболочки прямой кишки для биологически активных веществ и подавлению действия химических факторов лечебной грязи.

Лечебную грязь применяют в виде аппликаций — “трусов” и ректальных тампонов (200 г лечебной грязи на один тампон). Температура грязи 40—42 °С. Продолжительность процедуры составляет 20—30 мин. Процедуры проводят ежедневно. На курс лечения назначают 10—12 процедур. При наличии у больных хроническим простатитом гипертонической болезни I стадии, а также лицам пожилого возраста грязелечение проводится в виде аппликаций и ректальных тампонов температурой 37—38 °С и продолжительностью 10—15 мин, процедуры назначают через день, на курс лечения 8—10 процедур. Противопоказаниями для грязелечения являются: острый простатит, доброкачественная гиперплазия предстательной железы, острый пиелонефрит, опухоли прямой кишки, трещины заднего прохода, геморрой, а также общие противопоказания для физиотерапии.

Радоновые воды

Одной из основных бальнеологических групп минеральных вод, используемых в лечебных целях, являются радоновые воды. Радоновые воды делятся на две основные группы: простого состава, в которых радон является единственным лечебным компонентом; сложного состава, когда радон сочетается с другими ценными лечебными компонентами (кремний, азот, хлориды, кальций, диоксид углерода и др ).

Еше в 1935 г. В.А. Стогов применял для лечения больных хроническим простатитом радоновые ванны и микроклизмы с радоновой водой. В настоящее время проведенные дозиметрические исследования позволили изучить распределение поглощенных доз излучения по отдельным органам и тканям при основных видах радоновых процедур. В экспериментальных исследованиях получены новые материалы по механизму биологического и лечебного действий радонотерапии, что будет способствовать рациональному, патогенетически обоснованному применению ее в медицинской практике.

В радоновой воде содержатся растворенный азот, радон и короткоживущие продукты его распада. Радон — инертный газ, продукт радиоактивного распада радия. При распаде радия возникает а-излучение и образуются продукты его распада RaA, RaB, RaC, которые также являются а- и b-излучателями. Радон и продукты его распада, вызывая излучение, стимулируют соединительно-тканные, эпителиальные и паренхиматозные клетки организма; влияют на функцию гипоталамо-гипофизарно-адреналовой и симпатико-адреналовой систем; стимулируют гемодинамику и обмен биологически активных веществ (серотонин, гистамин, катехоламины и др.). Оказывая влияние на иммунную систему организма, радонотерапия влияет на течение воспалительного процесса, в частности задерживает развитие процесса склерозирования.

Для лечения больных хроническим простатитом применяют радоновые ванны, микроклизмы и орошение через прямую кишку. Остановив свой выбор на местном применении радоновой воды, исследователи отмечают, что содержащиеся в воде продукты распада радиоактивных веществ усиливают обмен веществ, повышают скорость кровообращения, способствуют активизации тканевых процессов и вызывают рассасывание воспалительных инфильтратов.

Данный метод лечения больных хроническим простатитом может с успехом применяться в лечебных учреждениях, где имеется искусственно приготовленная радоновая вода.