Андрогенодефицит или мужской климакс

Андрогенодефицит (возрастной дефицит андрогенов), так называемый мужской климакс - состояние, связанное с низким содержанием основного мужского гормона - тестостерона.

Недостаток «главного» мужского гормона – тестостерона, может привести к серьезным нарушениям. Тестостерон – это не просто «гормон желания», который поддерживает либидо мужчины на достаточно высоком уровне, но и гормон, принимающий участие во многих обменных процессах. Поэтому снижение его выработки вовлекает в патологический процесс различные системы и органы.

Возраст вступления мужчин в период климакса может быть разный. Принято различать ранний климакс - до 45 лет, обычный - от 46 до 60 лет и поздний, наступающий после 60 лет. На сроки наступления климакса влияют многие эндо- и экзогенные факторы. Прежде всего, это врожденная слабость нейрогуморального обеспечения половых функций, нарушение полового созревания, гипогонадизм, крипторхизм. Мощное воздействие оказывают сопутствующие заболевания: гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет, все виды кастрации (травматическая, хирургическая, медикаментозная, лучевая), ионизирующая радиация, алкогольная и другие хронические интоксикации.

Клинические проявления

Соматические расстройства: уменьшение мышечной массы и силы, снижение плотности костной ткани, увеличение грудных желез, увеличение массы жировой ткани, уменьшение оволосения на голове, теле, лобке, истончение и атрофия кожи.

Вегето-сосудистые расстройства : внезапное покраснение лица, шеи, верхней части туловища, чувство жара («приливы»), колебание уровня АД, боли в сердце, головные боли, головокружение, чувство нехватки воздуха.

Мочеполовые расстройства: снижение либидо, эректильная дисфункция, расстройства оргазма, снижение оплодотворяющей способности эякулята, учащенное мочеиспускание.

Психо-эмоциональные нарушения: повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, ослабление памяти и внимания, бессонница, депрессивные состояния, снижение работоспособности.

К сожалению, большинство мужчин не подозревают, о том, что такие симптомы могут означать. Они молча переносят ухудшение самочувствия – ругая преждевременную старость – или идут на прием к кардиологу или невропатологу и другим врачам, не подозревая, что в первопричине лучше разберется уролог - андролог. Впрочем, нехватка тестостерона может послужить пусковым механизмом развития сердечно – сосудистых заболеваний, ожирения и других серьезных заболеваний.

Диагностика андрогенодефицита

Диагностика мужского климакса основывается на характерных жалобах, а также на выявлении признаков андрогенной недостаточности. При осмотре обнаруживаются такие косвенные объективные признаки андрогенной недостаточности, как изменение характера лонного оволосения, атония мошонки, атония и гипоплазия яичек. В отдельных случаях, особенно при сопутствующих заболеваниях печени, наблюдается гинекомастия.

Для облегчения диагностики снижения тестостерона, создано множество анкет.

Один из наиболее простых и популярных опросников включает в себя 10 вопросов:

1.Вы отмечаете снижение полового влечения (снижение удовольствия от секса, отсутствие желания сексуальных контактов)? 2. Вы стали менее энергичным? 3. Вы отметили уменьшение физической силы и/или выносливости? 4. У Вас снизился рост? 5.Вы отмечали снижение «удовольствия от жизни» (ощущение, что жизненный пик пройден)? 6. Вы стали грустным и / раздражительным? 7. Вы заметили снижение качества эрекции? 8. Вы заметили недавнее ухудшение в вашей способности участвовать в спортивных соревнованиях? 9. Вы засыпаете после обеда? 10. У вас снизилась работоспособность? Дефицит тестостерона возможен при положительном ответе на вопросы 1, 7 или любые три другие вопроса.

Для уточнения диагноза в нашем центре Вам проведут диагностику уровня тестостерона и других половых гормонов, уровня ПСА, биохимического анализа крови. Анализы секрета предстательной железы и эякулята также позволяют косвенно дать оценку эндокринного статуса организма. Очень информативно ультразвуковое исследование органов малого таза, позволяющее оценить состояние предстательной железы и семенных пузырьков.

Лечение андрогенодефицита

Лечение климакса необходимо только в том случае, когда его проявления в значительной степени выходят за физиологические рамки, приводя к расстройству важных функциональных систем организма. Оно должно иметь комплексный характер, быть этиотропным, патогенетически обусловленным, включать симптоматические компоненты. В первую очередь, необходимо отрегулировать режим труда и отдыха, диету, устранить гиподинамию, максимально уменьшить избыточную массу тела.

Главной целью лечения является восстановление нормального, физиологического уровня тестостерона . На сегодняшний день основная роль в лечении возрастного андрогенного дефицита отводится заместительной терапии препаратами тестостерона в различных формах: трансдермальный (пластыри, гели и кремы); подкожный (импланты тестостерона); пероральный (капсулы для приема внутрь); инъекционный (масляный раствор для внутримышечного введения). Лечение подбирается индивидуально, с учетом индивидуальной переносимости, эффективности и стоимости препарата.

В нашем центре разработана и применяется Андрогензаместительная терапия.

Как сказал один из ведущих специалистов в этой области B.Lunenfeld,

"кто хотя бы раз узнал обо всех положительных моментах, привносимых в жизнь заместительной гормональной терапией, тот безо всякого страха будет применять гормональную терапию и дальше, веря в то, что это позволит ему прожить дольше и лучше."